Аутизм

Аутизм — это не редкость и не «странность», а особенность развития мозга, с которой живут миллионы людей по всему миру.
  • Первичная консультацияот 4 400 ₽
  • Повторная консультацияот 4 400 ₽
Получить консультацию

Аутизм у детей — что скрывается за диагнозом

По данным последних пяти лет, примерно каждый 127-й человек имеет расстройство аутистического спектра. Причем проявления аутизма очень разные: кто-то может вести вполне самостоятельную и активную жизнь, а другие нуждаются в постоянной поддержке и помощи близких.

Иногда признаки заболевания заметны еще в раннем детстве, но бывает и так, что диагноз ставят только в старшем возрасте.

А теперь давайте разберемся подробнее, что же такое аутизм и почему так важно вовремя его распознать и правильно поддержать человека.

Само слово «аутизм» звучит пугающе и непонятно. За этим диагнозом скрывается целая группа особенностей развития, которые специалисты называют расстройствами аутистического спектра (РАС). Главное, что объединяет все формы РАС, — это трудности в общении и социальном взаимодействии.

Ребенку может быть непросто устанавливать контакт с другими людьми, понимать намеки, эмоции, реагировать на новые ситуации. Иногда к этому добавляются стереотипные движения, увлеченность определенными деталями или необычные реакции на свет, звук, запахи.

У всех аутизм проявляется по-разному. У одних детей признаки заметны уже до трех лет — задержка речи, отсутствие отклика на имя, избегание взгляда. У других особенности становятся очевидными позже — например, в школе, когда нужно активно взаимодействовать со сверстниками. Более подробно о симптомах аутизма мы расскажем в одном из разделов далее.

Нередко вместе с РАС встречаются и сопутствующие состояния — тревожные расстройства, депрессия или СДВГ. Это делает задачу диагностики и поддержки более сложной, но и более важной.

Формы аутизма

Сегодня врачи используют общий термин — расстройства аутистического спектра (РАС). Раньше выделяли отдельные диагнозы, например синдром Каннера, синдром Аспергера или атипичный аутизм. Сейчас они объединены в единую категорию, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о разных болезнях, а о спектре проявлений.

По современной классификации выделяют следующие варианты РАС:

  • с сохраненной или слегка нарушенной речью — ребенок может говорить и общаться, но испытывает сложности с пониманием эмоций, социальных правил;
  • с выраженными нарушениями речи — когда словарный запас ограничен или речь развивается с большой задержкой;
  • с отсутствием речи или минимальным ее развитием.

Каждая из этих форм может сопровождаться как нормальным интеллектом, так и его нарушениями.

Почему у ребенка может развиться аутизм

Современные исследования показывают, что развитие расстройства аутистического спектра связано с сочетанием генетических и средовых факторов.

Генетика играет ключевую роль. На сегодняшний день ученые нашли более сотни генов, которые могут быть связаны с риском аутизма. У одних детей изменения в генах передаются по наследству, у других такие мутации возникают впервые. В семьях, где уже есть ребенок с диагностированной патологией, вероятность повторного случая выше. При этом формы и выраженность проявлений у разных детей могут сильно отличаться.

Средовые факторы могут повышать вероятность развития аутизма. На развитие РАС влияют:

  • пол ребенка — у мальчиков вероятность диагностирования расстройства аутистического спектра примерно в четыре раза выше, чем у девочек.
  • семейный анамнез. В семьях, где есть один ребенок с расстройством аутистического спектра, риск рождения второго ребенка с этим заболеванием выше;
  • другие заболевания нервной системы — дети с определенными заболеваниями подвержены повышенному риску развития расстройств аутистического спектра или симптомов, схожих с аутизмом;
  • преждевременные роды — дети, родившиеся до 26 недель беременности, могут иметь более высокий риск развития расстройства аутистического спектра;
  • возраст родителей — возможно, существует связь между рождением детей у родителей старшего возраста и расстройствами аутистического спектра.

Миф о вакцинации давно и достоверно опровергнут. Крупные международные исследования показали, что вакцины против кори, паротита и краснухи не повышают риск развития аутизма.

Расстройство аутистического спектра не имеет единой известной причины. Поскольку это заболевание сложное, а симптомы и степень тяжести варьируются, причин может быть множество. Важную роль могут играть как генетика, так и окружающая среда. По-видимому, в развитии расстройств аутистического спектра участвуют несколько генов — генетические изменения, также известные как мутации, могут повышать риск развития расстройств аутистического спектра. Другие гены могут влиять на развитие мозга или взаимодействие его клеток.

Какие признаки должны насторожить родителей

Признаки аутизма у детей могут быть очень разными, но есть несколько типичных сигналов, на которые стоит обратить внимание. Обычно первые особенности заметны уже до трех лет, однако иногда трудности становятся очевидны только в дошкольном или даже школьном возрасте. Как распознать аутизм? Выделяют три основных группы нарушений.

Нарушения социального взаимодействия

Ребенок с расстройством аутистического спектра может слабо реагировать на обращение по имени, избегать взгляда «глаза в глаза» или, наоборот, смотреть слишком пристально. Часто у таких детей меньше интереса к совместным играм, они не стремятся делиться игрушками или показывать предметы взрослым. Иногда проявляется необычное поведение в социальных ситуациях — например, нарушение личных границ, чрезмерная тревожность или полное равнодушие к новым людям. Подробнее про один из таких симптомов читайте в статье «Замкнутость у детей и подростков». 

Нарушения речи и коммуникации

Одним из тревожных признаков может быть задержка речевого развития: отсутствие лепета у малыша, скудный словарный запас, неумение поддерживать беседу. Даже если речь развивается, она может быть своеобразной — ребенок повторяет одни и те же слова, вопросы или цитаты из мультфильмов, но не использует их для общения. Иногда речь полностью заменяется жестами или не сопровождается мимикой.

Стереотипное и однообразное поведение

Многие дети с аутизмом предпочитают однотипные действия: раскачивание, хлопки, вращение предметов. В игре они могут не «играть» с игрушкой по назначению, а например, бесконечно крутить колесико машинки. Еще одна особенность — узкие и очень глубокие интересы: увлечение буквами, цифрами, схемами или конкретной темой, которая вытесняет все остальные. Любые изменения в привычном распорядке могут вызывать сильный протест и стресс.

Сопутствующие трудности

Помимо основных признаков, нередко встречаются и дополнительные: нарушения сна, проблемы с питанием, повышенная чувствительность к звукам, свету или прикосновениям. У некоторых детей появляются страхи, раздражительность, агрессия к окружающим и к самому себе.

Наличие одного или нескольких из этих признаков не означает автоматически диагноз «аутизм». Но если родители замечают систематические особенности в поведении ребенка, это повод обратиться к специалисту — педиатру, детскому неврологу или психиатру. Чем раньше будет проведена диагностика, тем эффективнее можно помочь ребенку адаптироваться и развиваться.

Как проходит диагностика аутизма у детей

Диагностика аутизма — это всегда многоэтапный процесс. Речь идет не о единственном анализе или тесте, а о комплексной оценке состояния ребенка.

Первичный этап: скрининг у педиатра

Чаще всего первые подозрения возникают на приеме у педиатра во время планового осмотра. Врач может использовать специальные анкеты или задать вопросы родителям, чтобы оценить риск нарушений развития. Такой скрининг не ставит диагноз, но помогает вовремя заметить особенности и направить ребенка к нужному специалисту.

Основной этап: консультация психиатра

Окончательный диагноз расстройства аутистического спектра (РАС) устанавливает врач-психиатр. Он анализирует историю развития ребенка, сочетание симптомов, особенности поведения и общения. Изучить информацию о приеме можно на странице «Консультация детского и подросткового психиатра».

В зависимости от возраста ребенка и выраженности симптомов врач может назначить:

  • психологическое тестирование (например, ADOS-2 или ADI-R);
  • оценку речи, интеллекта и адаптивных навыков с помощью стандартизированных шкал;
  • осмотр узких специалистов: невролога, офтальмолога, гастроэнтеролога, генетика;
  • лабораторные и инструментальные исследования — при подозрении на сопутствующие заболевания.

Лабораторные исследования

Хотя анализов, которые «показывают» аутизм, не существует, врачи назначают лабораторную диагностику, чтобы исключить другие состояния, способные давать похожие симптомы. Чаще всего это:

  • общий и биохимический анализ крови — позволяет оценить общее состояние организма, наличие анемии, воспалений, нарушений обмена;
  • гормональные исследования (например, функции щитовидной железы) — гормональные нарушения могут влиять на развитие речи и когнитивных функций;
  • метаболический скрининг — помогает выявить редкие наследственные заболевания обмена веществ, которые иногда сопровождаются нарушениями развития;
  • генетические тесты — от кариотипирования до современных методов (CMA, секвенирование). Это нужно для исключения синдромов (например, ломкой Х-хромосомы, синдрома Ретта, туберозного склероза), которые могут сопровождаться симптомами РАС;
  • тесты на инфекции (при необходимости) — например, при подозрении на последствия внутриутробных инфекций.

Инструментальные исследования

Инструментальная диагностика направлена на изучение работы мозга и исключение заболеваний нервной системы.

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) — используется для оценки электрической активности мозга. Особенно важно при наличии эпилептических приступов или подозрении на скрытую эпилепсию;
  • МРТ головного мозга — помогает исключить органические поражения (опухоли, структурные аномалии, последствия гипоксии);
  • аудиологическое исследование (например, отоакустическая эмиссия или аудиограмма) — чтобы убедиться, что задержка речи связана именно с особенностями развития, а не с нарушением слуха;
  • ЭКГ, ЭХО-КГ — при подозрении на сопутствующие кардиологические синдромы (иногда это часть генетического обследования);
  • УЗИ внутренних органов — проводится при выявлении сопутствующих соматических жалоб.

Диагностика может занять от нескольких визитов до нескольких недель. Это нормально: врачи должны убедиться, что особенности поведения действительно связаны с аутизмом, а не с другими нарушениями (например, потерей слуха или задержкой речи). 

Какие подходы помогают ребенку с аутизмом развиваться

Сегодня доказано, что универсального лекарства от аутизма не существует. Ни один препарат не способен устранить ключевые симптомы расстройств аутистического спектра. Но это не значит, что помочь невозможно. Напротив — существуют методы, которые реально работают и помогают ребенку учиться, общаться и адаптироваться.

Немедикаментозные подходы — основа помощи

Главное направление — это поведенческие, образовательные и психологические вмешательства. К ним относятся:

  • программы ранней коррекции поведения (например, ABA-терапия);
  • логопедическая и дефектологическая помощь;
  • развитие социальных и коммуникативных навыков;
  • поддержка в обучении с учетом особенностей ребенка.

Эти методы дают наибольший вклад в развитие ребенка с этими отклонениями.

Когда лекарства могут быть полезны

Препараты применяются не для лечения самого аутизма, а для коррекции сопутствующих нарушений. Это могут быть:

  • повышенная раздражительность, агрессия или самоповреждающее поведение;
  • тревожные и депрессивные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство;
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • нарушения сна.

Все лекарства назначаются только после исключения других медицинских причин (например, боли или эпилепсии) и всегда под наблюдением врача.

Что не работает и может быть опасно

К сожалению, вокруг аутизма много мифов и «чудо-методов». Такие подходы, как дельфинотерапия, остеопатия, иглорефлексотерапия, микрополяризация мозга, хелирование или гипербарическая оксигенация, неэффективны и иногда даже опасны.

Также нет убедительных данных, что безглютеновая или безказеиновая диеты способны влиять на ключевые симптомы заболевания.

Как помочь ребенку адаптироваться в обществе?

Помочь ребенку с аутизмом найти свое место в обществе — это не быстрый шаг, а длительный процесс. Но он возможен. Сегодня есть проверенные подходы, которые позволяют детям постепенно осваивать навыки общения, учебы, самостоятельности.

Комплексные программы вмешательств

Метод Ловааса

Один из наиболее изученных и эффективных подходов. Он учит ребенка новым навыкам поэтапно: от простых действий к более сложным. Большая роль отводится системе поощрений — правильное поведение закрепляется, а нежелательное постепенно уходит. Метод помогает освоить речь, навыки самообслуживания, учебу, общение.

Модель Денвера

Подходит для детей раннего возраста (обычно до 5 лет). В ее основе — игровое взаимодействие. Обучение происходит естественно — через игру, совместные занятия, эмоциональные отклики взрослого. Это помогает ребенку развивать внимание, речь и социальные реакции.

Все эти методы не «вылечивают» аутизм, а помогают ребенку раскрыть свои сильные стороны и научиться жить в обществе.

Образование

Дети с аутизмом имеют право на образование, и всё чаще они учатся в обычных школах. Но для этого необходимы адаптации:

  • визуальные подсказки (карточки, расписания, схемы);
  • четкая структура урока;
  • возможность дополнительной поддержки тьюторов или специалистов;
  • обучение в малых группах или в классе с инклюзивной программой.

Такая система помогает ребенку не просто «присутствовать», а действительно участвовать в учебном процессе.

Поддержка семьи

Адаптация ребенка невозможна без поддержки родителей. Семье важно получать информацию о расстройстве, обучаться стратегиям взаимодействия и находить ресурсы для эмоционального восстановления. В этом помогают группы поддержки, консультации специалистов, участие в программах сопровождения семьи.

Помочь ребенку с аутизмом можно — и чем раньше начнется работа, тем лучше прогноз. Современные программы развития, психологическая поддержка и при необходимости медикаментозное сопровождение позволяют таким детям осваивать речь, социальные навыки и находить свое место в жизни.

В Клинике Фомина работают врачи и психологи, которые пройдут с ребенком весь путь: от постановки диагноза до комплексных программ восстановления.

Текст статьи носит информационный характер и не предназначен для диагностики или назначения лечения. По вопросам здоровья обратитесь к врачу.

Вопросы и ответы

Аутизм — это навсегда?

Да, аутизм обычно рассматривают как пожизненную особенность развития мозга. Проявления могут меняться с возрастом — у многих детей с ранней поддержкой улучшаются речь, поведение, социальные навыки, благодаря чему они становятся более самостоятельными..

Передается ли он по наследству?

Генетика значительно повышает риск, но наследование этой патологии сложное и не означает «однозначной передачи» от родителя к ребенку.

У аутизма много генетических компонентов — встречаются и редкие сильные мутации, и комбинированное влияние множества более распространенных генетических вариантов. Если в семье уже есть ребенок с РАС, риск повторного случая выше, но он не равен 100%. На риск также влияют факторы окружения (например, возраст родителей, некоторые осложнения беременности). При планировании семьи имеет смысл обратиться к генетику для консультации и при показаниях — к генетическому тестированию.

Можно ли спутать аутизм с другими состояниями?

Да, особенно у маленьких детей симптомы аутизма иногда похожи на другие проблемы, поэтому требуется тщательная диагностика.

Похожие состояния — это, например, тугоухость или другие проблемы слуха, чистая задержка речевого развития, тяжелая интеллектуальная недостаточность, селективный мутизм, тяжелая тревожность, СДВГ и некоторые неврологические или метаболические заболевания. Для исключения «путаницы» проводят комплексное обследование: аудиологию (проверка слуха), неврологический осмотр, психологическое тестирование и клиническую оценку у детского или подросткового психиатра или клинического психолога.

Как отличить аутизм от задержки речи?

Главное отличие в том, что при аутизме нарушено не только говорение, но и само социальное взаимодействие с другими людьми.

То есть при изолированной задержке речи ребенок обычно хочет общаться — он смотрит в глаза, использует жесты, реагирует на имя и проявляет интерес к совместной игре. У ребенка с аутизмом часто наблюдаются недостаток совместного внимания (не показывает предметы взрослому, не указывает), ограниченная мимика и жесты, монотонная или стереотипная речь, повторяющиеся действия и проблемы с гибкой адаптацией. При подозрении всегда сначала проверяют слух (чтобы исключить тугоухость), затем направляют к логопеду и к детскому психиатру или психологу для комплексной оценки.

Контакты

Дагомысская 42Д/1

354057, Краснодарский край, Сочи г, Дагомысская (Центральный р-н) ул, дом № 42, корпус Д/1

Ориентир - Городская больница №4 

Из международного аэропорта Сочи до клиники можно добраться на такси или воспользовавшись общественным транспортом. До центра Сочи можно доехать на автобусе №105 или на скоростном электропоезде «Аэроэкспресс», движущимся по маршруту Аэропорт — ж/д вокзал Сочи, а далее - на городских автобусах №2, 30, 45, 46, 6 до остановки Горбольница №4.